Авторское право в полиграфии


Мастер-класс от автора курса
«Вёрстка для дизайнера» Елены Осиповой

В последнее время наблюдаю тотальную безграмотность молодых дизайнеров именно в вопросах авторского права.

👉🏼 Взять первую попавшуюся картинку из интернета и поставить в макет? Запросто!
👉🏼 Использовать красивый шрифт, не зная, что он платный? Вообще без проблем!
👉🏼 Взять чужой макет и переработать? Легче лёгкого!

Затем все эти макеты выкладываются на behance, и дизайнер получает штраф. Обида, слёзы — и детский лепет: «Я же не знал!»

Но незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому я записала мастер-класс «Авторское право в полиграфии», в котором рассказала, кто какие права и обязанности имеет и за что несёт ответственность дизайнер. В том числе финансовую.

Что в мастер-классе?

01.

Общие принципы права, право автора на имя, макет и на тексты

Говорила о том, что за зверь служебное произведение, и по какому принципу переходят права на макет, если ты работаешь по трудовому договору или работаешь на фрилансе. Заодно разобрала, чем отличаются исключительные и неисключительные лицензии — какую где использовать
02.

Второй блок посвящен работе с графикой

Рассмотрела 6 вариантов её получения: если покупать фото или иллюстрации на стоках, у агентства или иллюстратора, говорила о правах и атрибутировании бесплатных фотографий. Рассказала об особенностях покупки изображений музейных экспонатов, а также о нюансах использования фото публичных людей (в основном чиновников). И, конечно, затронула правовые особенности сгенерированной графики
03.

Третий блок получился не меньше второго — обсуждала шрифты и копирайты

Причём, не просто в разрезе, как плохо пиратить шрифты, но и вдавалась в нюансы. Скажем, как передать клиенту платный шрифт, если после разработки брендбука он тебе больше не нужен?
04.

Короткое видео по поводу этики работы с клиентом

Чисто моё мнение, консультировать его или нет. Если после консультации клиент решил остаться под пиратским флагом, у тебя уже есть формулировка в договор на этот случай
05.

Формулировка в договор для графики с фрипика

Рассказала, какая формулировка в договоре позволит тебе законно передавать фото, купленные с платных аккаунтов фрипика, клиенту. Спойлер — нет, без этой формулировки ты не имеешь права ничего никому передавать. И страшную историю с примером рассказала тоже.

Бонус!

Если после всех историй ты захочешь купить себе гарантированно хороший договор, оставила рекомендацию и промокод на скидку. Если не захочешь, просто включай в свой шаблон формулировки из мастер-класса. Это уже будет намного безопасней, чем без них.

Для кого этот модуль?

Абсолютно для всех дизайнеров, кто хочет работать с полиграфией, не боясь правовых последствий своей работы. Мастер-класс призван не столько напугать, сколько показать, как много вокруг рисков, но о которых ты уже теперь знаешь!

Автор Елена Осипова

Автор Елена Осипова
Инженер-технолог со стажем 22 года
1
Инженер-технолог со стажем 22 года
Я начала совершать ошибки в полиграфии тогда, когда не было возможности всё на свете спросить в интернете. И наделала этих ошибок множество. Зато теперь мне есть, что тебе рассказать!
13 лет опыта работы в своём издательстве
2
13 лет опыта работы в своём издательстве
Мне самой и моей компании периодически приходилось отстаивать свои права в суде, поэтому я знаю, какие формулировки помогут «подстелить соломку», и что нужно знать дизайнеру, чтобы спать спокойнее.

Формат обучения

1
3 видео-лекции
После покупки на почту придёт доступ к обучающей платформе, на которой размещены уроки. Срок доступа — 3 месяца
2
Формулировки и ссылки
4 пункта в договор, которые помогут в работе. Все ссылки, упомянутые в уроках, также вынесены отдельно
3
Промокод на скидку
Если захочется купить договор у юриста, оставила промокод на скидку 1000 руб.

Вопрос-ответ

А мне это точно нужно?
Обязательно. К сожалению или к счастью, но эпоха 90-х прошла, и сейчас нейросети и боты стоят на страже авторского права. Они практически автоматически проверяют сайты (да, в том числе сайты-портфолио) и вычисляют шрифты и графику без лицензии. И дизайнер получает за это штраф. Если ты знаешь, где стелить соломку, а также как разграничить ответственность свою и клиента в договоре, риски сводятся к минимуму.
У меня раньше не было никаких проблем
Раньше и трава была зеленее :) Важно понимать, что проблемы с правами не начинаются со скандала. Они начинаются с:
— «Ой, пришло письмо с фотостока»
— «А ты точно купил этот шрифт?»
— «Клиент сказал, что это ты вставил картинку»

И если ты не знаешь, как отбиться от претензий или защитить себя грамотными формулировками в договоре, то претензии будут именно к дизайнеру.
Я делаю только логотипы, мне нужен мастер-класс?
Обязательно! В мастер-классе отдельно обсуждали нюансы использования шрифтов именно при разработке логотипов, а кроме того, я включила туда дополнительное видео, объясняющее, почему нельзя делать логотипы в RGB, и памятку, как правильно передавать их клиентам.
Я не понимаю юридический язык, мне будет скучно
Так я и не юрист! Я дизайнер с опытом судов за плечами, поэтому могу объяснить нюансы права на простом, понятном, языке. С примерами из реальной практики, которые покажут тебе юридические тонкости в доступном виде.
Мне дорого!
Любой суд с правообладателями будет намного дороже. Средний иск за нелегально использованную картинку составляет 40 тыс. руб. Если картинок будет много, скидок «за опт» не дадут.

Как купить?

Нажатие на кнопку «Купить» переведёт на платёжную страницу. Там нужно заполнить данные, необходимые для покупки: ФИО, e-mail (проверяйте его корректность! Доступ придёт на эту почту!!!) и ввести промокод (при наличии). Далее вы перейдёте на страницу оплаты и сможете выбрать подходящий вариант.

Промокод pravo даст скидку 2000 руб. для первых 20 покупателей!

После проведения платежа на почту придёт уведомление об успешной оплате, а также в течение 24 ч также придёт доступ к обучающей платформе. Письма будут поступать с платформ coreapp и prodamus. Если не пришли письма, проверяйте папку спам.

Мне всё понятно, иду покупать!

Важно

Оформляя заказ на платёжной странице, вы соглашаетесь с офертой и политикой конфиденциальности.